Приветствую Вас, Гость
Главная » 2011 » Декабрь » 7 » Слово о родной школе
17:08
Слово о родной школе
Восьмилетка — нелегкая радость моя
 
Школа — это одно из ярких проявлений в жизни с ее борьбою и стремлением к достижению вечной правды. В школе воспитывает всё: люди, вещи, явления, но, прежде всего, – учителя и родители. Каждый взрослеет, становится личностью, добивается успехов, и всегда всему начало – школа. Именно об этом я хочу рассказать — о нашей восьмилетней четвертой школе г. Баймака, которая располагалась на месте Учебно-производственного комбината (УПК) по улице Пионерской, сегодня также не существующего.  

Очень мало известно о ее рождении и становлении, только то, что она начала функционировать с 1921-1924 годов, как начальная школа имени Н.К. Крупской. Позднее, в 1944-1946 годах, уже в семилетней школе №4 директором был участник Великой Отечественной войны Ус. После войны до 1953 года директором школы работал Емельянов Борис Алексеевич, также участник ВОВ. Ученики помнят его многочисленные рассказы о войне, и сам он преподавал историю. «Уроки проходили очень интересно, живо, – вспоминают его воспитанники Нина Трухан, Антонида Гришечкина. – Мы ходили в походы.  Он мечтал создать школьный музей, делал очень много  фотоснимков, а мы собирали фотографии в альбомы. И вдруг его переводят в г. Сибай директором средней школы...»
Школьная жизнь моя началась со школы №3, она была расположена позади здания прежней школы №1. Школа была маленькой, но теплой, с правой стороны здания находилось большое пустое поле, где хозяевами были куры. Их было так много, и петушиный крик всегда свидетельствовал о том, что началась перемена. Мальчишки прозвали свою школу «курятником».
По местожительству группу ребят по улицам перевели в школу №4, так я оказалась маленькой ученицей большой школы. Помню свои самые первые впечатления: высокое здание с большими окнами (их называли финскими) аккуратно огорожено, широкий двор со всех сторон окружен лесом, к котором росли тополь, береза, карагач. Заходим внутрь, проходим по коридору: справа – вешалка, слева — библиотека, кабинеты химии и директора. Прямо в центре у окна стоит кипящий большой самовар. Техничка Галия-апай кипятит воду для всех ребят, так как в колодце питьевая вода была плохая. На первой линейке директор школы Галина Владимировна Колесникова ознакомила нас с правилами поведения в школе, представила учителей, показала классы. Их было четыре, в том числе и кабинет физики. Около входной двери имелись два таза с водой и две щетки, для чистки обуви.
Судьба – интересная штука, по окончании института заведующий районным отделом образования А.М. Чанышев дает мне направление на работу учителем истории в школу №3, и опять я — в маленькой, но уютной и теплой школе, где директором была К.Ф. Порошина, позже А.В. Феоктистов. С большой теплотой и любовью вспоминаю свои годы работы. Именно там научилась быть учителем. Никогда не забыть тепло и доброту замечательных наставников Анны Ивановны Мазепа, Факии Кинжиновны Киекбаевой, Марьям Яхиной и многих других. Но в 1955 году меня переводят учителем истории в школу №4. Изменилась ли школа? Да, конечно, вокруг школы распустился цветущий плодово-ягодный сад, кругом пахло свежей краской – вход школы окрасили голубым цветом.
Директор школы №4 Виталий Федорович Колесников, чтобы озеленить школу, велел создать рабочую группу, куда вошли председатель родительского комитета, 8 учеников, 5 учителей и руководитель — биолог Иван Степанович. С большой охотой мальчики копали ямки, девочки сажали деревья. Саженцы привозили из Сибая и Магнитогорска при содействии наших шефов. Прошло время, вырос наш плодово-ягодный сад, зацвели яблони, груши, сливы, малина, смородина. А цветов — целое море. Цветами занимались только начальные классы, у всех была своя клумба. Воду брали из соседнего колодца, заранее наполняли большую емкость, а потом ребята бегом с ведрами поливали каждый свой участок. Осенью собирали урожай, глаза ребятишек светились радостью, яблок было очень много, брали столько, сколько могли унести, наверное, поэтому их без спроса никто не трогал. И еще один момент. На территории бывшего центрального рынка, где сегодня располагается новое здание школы №1, Виталий Федорович вместе с учителями ежедневно по два часа высаживали клен, березу.
Это были очень насыщенные годы, Виталий Федорович Колесников говорил: «Жизнь — это не сад, в котором растут только одни цветы. Учитель должен видеть глаза своего ученика, ощущать его внутренний мир, к работе относиться творчески, воспитывать в каждом ученике личность. Знать и помнить, что учитель, в первую очередь, работает на детей, а не на свою карьеру».
В годы работы В.Ф. Колесникова была отстроена просторная мастерская и отдельная комната для техперсонала. За чистотой следила М.Ибрагимова, всю свою жизнь она проработала только в этой школе, была очень надежной и добросовестной. Наконец, появился кабинет труда на 15 человек, где установили тумбочки с верстаками. А напротив школы вырос спортзал и кабинет химии. Это было большим достижением для нас, целой победой, радовались взрослые и дети.
Хорошо известно, всякая школа славна не числом, а успехами своих учеников. Всё начинается с учителя начальных классов — это человек, который знает, что способности ребенка чахнут под огнем критики и расцветают под лучами одобрения. Даря детям свою похвалу, он вдохновляет их на реализацию скрытых возможностей.  Байбурина Римма Ахметовна – корифей педагогики, Учитель с большой буквы. Сорок пять учебных лет провела учитель начальных классов в школе, больше десяти из них – будучи на заслуженном отдыхе. Крепкого здоровья вам и вашему мужу Римма Ахметовна, мы все вас любим.
О.Кузнецова,
ветеран просвещения.
(Продолжение следует).
На снимке: Педагогический коллектив восьмилетней школы №4. В первом ряду —
Б.Г. Баязитов, И.С. Решетников, во втором ряду — А.В. Мурыкина, О.Н. Кузнецова, Э.Б. Абдрахимова, Н.М. Хатнянская, А.В. Привалова. Фото 1960 года.
Просмотров: 683 | Добавил: bvcontent | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0