Главная » 2011 » Декабрь » 7 » Слово о родной школе
17:08 Слово о родной школе | |
Восьмилетка — нелегкая радость моя
Школа — это
одно из ярких проявлений в жизни с ее
борьбою и стремлением к достижению
вечной правды. В школе воспитывает всё:
люди, вещи, явления, но, прежде всего, –
учителя и родители. Каждый взрослеет,
становится личностью, добивается
успехов, и всегда всему начало – школа.
Именно об этом я хочу рассказать — о
нашей восьмилетней четвертой школе г.
Баймака, которая располагалась на месте
Учебно-производственного комбината
(УПК) по улице Пионерской, сегодня также
не существующего.
Очень мало
известно о ее рождении и становлении,
только то, что она начала функционировать
с 1921-1924 годов, как начальная школа имени
Н.К. Крупской. Позднее, в 1944-1946 годах, уже
в семилетней школе №4 директором был
участник Великой Отечественной войны
Ус. После войны до 1953 года директором
школы работал Емельянов Борис Алексеевич,
также участник ВОВ. Ученики помнят его
многочисленные рассказы о войне, и сам
он преподавал историю. «Уроки проходили
очень интересно, живо, – вспоминают его
воспитанники Нина Трухан, Антонида
Гришечкина. – Мы ходили в походы. Он
мечтал создать школьный музей, делал
очень много фотоснимков, а мы собирали
фотографии в альбомы. И вдруг его
переводят в г. Сибай директором средней
школы...»
Школьная жизнь моя началась
со школы №3, она была расположена позади здания прежней школы №1. Школа
была маленькой, но теплой, с правой стороны здания находилось большое
пустое поле, где хозяевами были куры. Их было так много, и петушиный
крик всегда свидетельствовал о том, что началась перемена. Мальчишки
прозвали свою школу «курятником».
По местожительству группу
ребят по улицам перевели в школу №4, так я оказалась маленькой ученицей
большой школы. Помню свои самые первые впечатления: высокое здание с
большими окнами (их называли финскими) аккуратно огорожено, широкий двор
со всех сторон окружен лесом, к котором росли тополь, береза, карагач.
Заходим внутрь, проходим по коридору: справа – вешалка, слева —
библиотека, кабинеты химии и директора. Прямо в центре у окна стоит
кипящий большой самовар. Техничка Галия-апай кипятит воду для всех
ребят, так как в колодце питьевая вода была плохая. На первой линейке
директор школы Галина Владимировна Колесникова ознакомила нас с
правилами поведения в школе, представила учителей, показала классы. Их
было четыре, в том числе и кабинет физики. Около входной двери имелись
два таза с водой и две щетки, для чистки обуви.
Судьба – интересная штука,
по окончании института заведующий районным отделом образования А.М.
Чанышев дает мне направление на работу учителем истории в школу №3, и
опять я — в маленькой, но уютной и теплой школе, где директором была
К.Ф. Порошина, позже А.В. Феоктистов. С большой теплотой и любовью
вспоминаю свои годы работы. Именно там научилась быть учителем. Никогда
не забыть тепло и доброту замечательных наставников Анны Ивановны
Мазепа, Факии Кинжиновны Киекбаевой, Марьям Яхиной и многих других. Но в
1955 году меня переводят учителем истории в школу №4. Изменилась ли
школа? Да, конечно, вокруг школы распустился цветущий плодово-ягодный
сад, кругом пахло свежей краской – вход школы окрасили голубым цветом.
Директор школы №4 Виталий
Федорович Колесников, чтобы озеленить школу, велел создать рабочую
группу, куда вошли председатель родительского комитета, 8 учеников, 5
учителей и руководитель — биолог Иван Степанович. С большой охотой
мальчики копали ямки, девочки сажали деревья. Саженцы привозили из Сибая
и Магнитогорска при содействии наших шефов. Прошло время, вырос наш
плодово-ягодный сад, зацвели яблони, груши, сливы, малина, смородина. А
цветов — целое море. Цветами занимались только начальные классы, у всех
была своя клумба. Воду брали из соседнего колодца, заранее наполняли
большую емкость, а потом ребята бегом с ведрами поливали каждый свой
участок. Осенью собирали урожай, глаза ребятишек светились радостью,
яблок было очень много, брали столько, сколько могли унести, наверное,
поэтому их без спроса никто не трогал. И еще один момент. На территории
бывшего центрального рынка, где сегодня располагается новое здание школы
№1, Виталий Федорович вместе с учителями ежедневно по два часа
высаживали клен, березу.
Это были очень насыщенные
годы, Виталий Федорович Колесников говорил: «Жизнь — это не сад, в
котором растут только одни цветы. Учитель должен видеть глаза своего
ученика, ощущать его внутренний мир, к работе относиться творчески,
воспитывать в каждом ученике личность. Знать и помнить, что учитель, в
первую очередь, работает на детей, а не на свою карьеру».
В годы работы В.Ф.
Колесникова была отстроена просторная мастерская и отдельная комната для
техперсонала. За чистотой следила М.Ибрагимова, всю свою жизнь она
проработала только в этой школе, была очень надежной и добросовестной.
Наконец, появился кабинет труда на 15 человек, где установили тумбочки с
верстаками. А напротив школы вырос спортзал и кабинет химии. Это было
большим достижением для нас, целой победой, радовались взрослые и дети.
Хорошо известно, всякая
школа славна не числом, а успехами своих учеников. Всё начинается с
учителя начальных классов — это человек, который знает, что способности
ребенка чахнут под огнем критики и расцветают под лучами одобрения. Даря
детям свою похвалу, он вдохновляет их на реализацию скрытых
возможностей. Байбурина Римма Ахметовна – корифей педагогики, Учитель с
большой буквы. Сорок пять учебных лет провела учитель начальных классов
в школе, больше десяти из них – будучи на заслуженном отдыхе. Крепкого
здоровья вам и вашему мужу Римма Ахметовна, мы все вас любим.
О.Кузнецова,
ветеран просвещения.
(Продолжение следует).
На снимке: Педагогический коллектив восьмилетней школы №4. В первом ряду —
Б.Г. Баязитов, И.С.
Решетников, во втором ряду — А.В. Мурыкина, О.Н. Кузнецова, Э.Б.
Абдрахимова, Н.М. Хатнянская, А.В. Привалова. Фото 1960 года.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |