Приветствую Вас, Гость
Главная » 2011 » Ноябрь » 22 » Советы специалиста
11:03
Советы специалиста
Как предупредить нарушения речи
В последние годы демографическая ситуация в стране изменилась в лучшую сторону. Между тем, растёт число детей, у которых наблюдаются отклонения в развитии речи при нормальном слухе и интеллекте. Основной признак нарушения речи – резко выраженная ограниченность средств речевого общения. Несмотря на то, что такие дети понимают обращенную к ним речь, сами не могут в словесной форме общаться с окружающими. Это приводит к тому, что они полностью или частично лишены возможности участвовать в играх со сверстниками и в общественной деятельности. Поэтому, несмотря на достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении.
Этапы нормального развития речи у ребенка
  • 2-3 месяца – появляется гуление (произнесение звуков «а», «ы», «у», иногда в сочетании с «г»);
  • 3-4 месяца – гуление переходит в лепет, с 5 месяцев наблюдается неосознанное повторение звуков вслед за окружающими людьми;
  • 6-8 месяцев – произношение звуков «па, ба, на, ди (иди), да (дай)» и т. п.;
  • 8-10 месяцев – ребенок начинает понимать значение отдельных слов и поворачивать голову в направлении называемого предмета;
  • 10-12 месяцев – ребенок понимает названия отдельных предметов, подчиняется некоторым словесным командам («поцелуй маму», «дай ручку», «нельзя»);
  • 12-14 месяцев – узнает показываемые предметы, понимает обращенную к нему речь;
  • К концу первого года жизни появляются звукоподражательные слова, например, ав-ав (собака), би-би (машина), тик-так (часы);
  • 2 года и 4 месяца – ребенок усваивает первые грамматические формы, выстраивает фразы со сложными и придаточными предложениями.
  • 2 года и 6 месяцев – в речи малыша появляются причастия,  союзы и местоимения.
  • 3 года – многие дети умеют считать, способны наизусть запоминать стихи, знают написание некоторых букв.
Если вы заметили какое-либо отклонение, не пускайте всё на самотек. Вас должно насторожить, если:
  • к концу 1-го месяца ребенок не кричит перед кормлением;
  • к концу 4-го месяца не улыбается, когда с ним говорят, и не гулит;
  • к концу 5-го месяца не прислушивается к музыке, к 7-му месяцу не узнает голоса близких, не реагирует на интонации;
  • к концу 9-го месяца отсутствует лепет и ребенок не может повторять за взрослыми звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего, к концу 10-го месяца не машет головой в знак отрицания или ручкой в знак прощания;
  • к 1 году не может произнести ни слова и не выполняет простейшие просьбы («дай», «покажи», «принеси»);
  • к году и 4-м месяцам не может сказать «мама» и «папа»;
  • к году и 9-ти месяцам не может произнести 5-6 осмысленных слов;
  • к 2 годам не показывает части тела, которые ему называют, не выполняет сложные просьбы и не узнает близких на фотографиях;
  • в 2 года и 5 месяцев не знает разницу между понятиями «большой» и «маленький»;
  • в 3 года не может пересказать короткие стихи и сказки, не может назвать имя и фамилию.
Сознание своей неполноценности и бессилия в попытках общения часто приводит к изменениям характера: замкнутости, негативизму, бурным эмоциональным срывам. В некоторых случаях наблюдаются апатия, равнодушие, вялость, неустойчивость внимания. Обычно при правильном педагогическом подходе дети овладевают устной и письменной речью, усваивают необходимый объем школьных знаний.
Если у вас есть хоть малейшие сомнения или подозрения, не тяните с визитом к логопеду. Помните: застарелые дефекты речи исправляются гораздо труднее!
М. Ахметова,
учитель-логопед
д/с «Айгуль».
г.Сибай.
Просмотров: 299 | Добавил: bvcontent | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0