Главная » 2012 » Январь » 15 » Образование
21:57 Образование | |
Воспитываем любовь к природе В становлении экологического сознания велика роль школы, которая может и должна воспитывать у ребят чувство сопричастности к природе, ощущение её красоты, не позволяющей относиться к ней потребительски и даже варварски. Предмета экологии в школе нет, но экологическое воспитание в школе проводится целенаправленно, междисциплинарно по всем предметам. Через обучение и воспитание показывать единство человека с природой – основная цель любого педколлектива школы. Не секрет, что сельские школьники особенно приближены к земле, к природе родного края. Самые первые практические навыки по изучению и охране природы ребята получают на школьных учебно-опытных участках. Здесь работа сопряжена с некоторыми материальными трудностями, но усилиями всего педколлектива и учащихся удаётся создать уютный уголок природы возле школы. Опытная работа помогает формированию у ребят умений и навыков культуры земледелия, учит их работать в коллективе. Для того, чтобы вырастить что-то на земле, надо вложить в это дело много труда, значит, и любви. Увидеть результаты своего труда – какое это имеет огромное воспитательное значение! Сельхозпродукция, выращенная руками ребят, существенно пополняет и разнообразит их рацион питания. Несмотря на то, что законодательная база ограничивает трудовое воспитание и профориентацию на селе, большинство родителей поддерживают нас и с удовольствием привлекают своих детей к общественно полезному труду. Сегодня дети имеют широкие возможности испытать себя на экологических олимпиадах и конкурсах учебно-исследовательских работ. Олимпиады по экологии отличаются от подобных школьных состязаний по другим предметам тем, что этот предмет ещё не стал обязательной дисциплиной. Экология – дисциплина, имеющая интегрированный характер и требующая знаний в области биологии, химии, географии, физики, гуманитарных предметов. Поэтому учебно-исследовательские работы формируют у школьников интерес и склонности к науке. Они стремятся больше познать окружающий мир и принимать участие в его исследовании. Тематика исследовательских работ многогранна. Так, наши ребята определили кислотность почв на близлежащих полях при помощи растений- индикаторов, состояние питьевой воды в водоёмах села Юмашево, изучали популяцию бобров на реке Кувашле и т.д. Но больше всего ребят заинтересовало озеро Озонкуль. Проведя несложные опыты, дети убедились в том, что состав воды в озере уникален и применяется местным населением для лечения кожных заболеваний. И работа вполне обоснованно предполагает, что в будущем на базе нашего озера откроется санаторий-лечебница. Одной из удачных форм работы по экологическому воспитанию является школьное лесничество. В данное время школьные лесничества активно продолжают работать в Юлукской, Ишбердинской, Юмашевской, Шулькинской и Ишеевской школах. Юные лесоводы выполняют большие объёмы работ по сбережению и приумножению лесов Башкортостана. В будущем не все ребята свяжут свою жизнь с профессией лесника, но я уверена, они никогда не причинят боль дереву, не оставят в лесу мусор, а может, научат этому и окружающих. Стало школьной традицией ежегодно весной участвовать в посадке леса. Польза от этого дела двойная: во-первых, это конкретный вклад школьников в сохранение и пополнение наших хвойных лесов, во-вторых, есть возможность заработать деньги и помочь школе. Наша школа ежегодно высаживает более 20 га леса. Да и Баймакское лесничество не забывает своих подопечных: за 2 место в республиканском смотре-конкурсе на лучшее школьное лесничество оно наградило школу премией в сумме 10 тысяч рублей. Воспитательная работа в области экологии очень интересна детям, и держится она на добросовестности, заинтересованности ребят и на энтузиазме учителя и руководителя. Дети остро чувствуют неискренность взрослых, поэтому учитель должен, прежде всего, сам осознать важность охраны природы. Только тогда успех будет обеспечен. Р. Байзигитова, учитель биологии СОШ с. Юмашево, отличник образования РБ. | |
|
Всего комментариев: 0 | |